Божественная литургия в день памяти Собора вселенских учителей

Православная Церковь 12 февраля чествует память трех великих святителей, выдающихся богословов, вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще.

Божественную литургию в день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 12 февраля 2021 года в приходе храма святителя Василия Великого в г.Жлобине совершил Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский.

Высокопреосвященнейшему сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Жлобинского округа протоиерей Алексей Смотрицкий, настоятель прихода иерей Вячеслав Рябица и духовенство епархии.

За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и прекращении распространения вредоносного поветрия.

По окончании богослужения Высокопреосвященный владыка обратился к духовенству и прихожанам со словом назидания, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.

Долго спорили о том, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным. Одна часть людей превозносила Василия Великого (память 14 января), другая считала таковым Григория Богослова (память 7 февраля января), а третья – святителя Иоанна Златоуста (память 26 ноября).

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.